Статья в газете «Рэспубліка» о производстве лыж «Телеханы»

Извините, этот техт доступен только в “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Цитируем часть статью “Около 6000 пар в месяц: лыжная фабрика в Телеханах вышла на полную мощность” и в наших новостях.


Индустрия спортивного инвентаря развивается быстрыми темпами. На смену деревянным лыжам пришли пластиковые. Появились новые полимерные материалы, усовершенствовалось оборудование. О необходимости создания в Беларуси собственного конкурентоспособного производства лыж весной 2018 года заявил Президент и дал поручение наладить в Телеханах выпуск современных и качественных лыж. Благодаря масштабной модернизации за год в Телеханах запустили практически новое производство. Полностью отремонтировали здания и поставили новые современные линии. Сейчас предприятие выпускает 16 типоразмеров лыж. В перспективе на оборудовании при вложении небольших инвестиций можно выпускать горные лыжи. Корреспондент «Р» побывала на уникальном производстве и узнала, как в сжатые сроки предприятию удалось занять прочную нишу на рынке спортивного инвентаря.

 

Лыжная столица Беларуси

 

Если, представляя лыжную фабрику, вы думали о запахе свежераспиленного дерева, горах стружек и рабоfчих со стамесками, то вы застряли в романтике XIX века. Сегодня производство спортинвентаря максимально автоматизировано. Хотя приятный древесный аромат все еще наполняет цеха особым вайбом.  

Экскурсию по обновленному лыжному производству для нас проводит заместитель директора Республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Беларусьторг» Станислав Радюкевич. Он предлагает своими глазами увидеть, как делают знаменитые телеханские лыжи. Собеседник вспоминает, что проблемы у белорусского лыжного бренда начались с приходом на рынок пластика. Деревянные модели не выдержали конкуренции с легкими и прочными синтетическими материалами. Однако известный когда-то на весь Советский Союз завод решили не закрывать, а вдохнуть в него новую жизнь. От советского прошлого осталось только название — в честь поселка. Новые лыжи «едут» по новому пути.

Начинка цеха — современное оборудование от ведущих зарубежных и отечественных производителей. На нем можно выпускать почти два десятка видов лыж, под любой вес и рост. Еще одно нововведение — дерево соединили с пластиком. Реализация проекта обошлась в 14 миллионов рублей.

— В сентябре 2018-го Александр Лукашенко поставил перед нами задачу и жесткие сроки — начать выпуск отечественных пластиковых лыж. Недорогих и конкурентоспособных, — вспоминает Станислав Радюкевич. — Производство создавалось и развивалось под кураторством Управления делами Президента. С привлечением научного потенциала БГТУ и Академии наук разработали технологии производства пластиковых лыж и подобрали оборудование. Оно у нас от ведущих мировых производителей в области лыжного инвентаря — Австрии, Германии, Италии, США, Японии в комплексе с прессами белорусского производства, с использованием импортных компонентов. Это позволило наладить выпуск современных пластиковых лыж, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

 

Станислав Радюкевич рассказывает, что рынок достаточно узкий, многие друг друга знают:

— Модернизируя производство, мы перенимали опыт у ведущих мировых производителей лыж и в Европе, и в Китае. Были в России на фабриках во Владимире и в Балабаново. На последней производится около одного миллиона лыж в год. Колоссальные объемы! Посмотрели, как производство организовано у них, переняли опыт и создали свое.

 

Перед запуском серийного производства опытные образцы протестировали на базе отраслевой лаборатории спортивной биомеханики научно-технологического парка БНТУ «Политехник» и выбрали лучшие. Опытную партию из 36 пар лыж протестировали также воспитанники одной из минских спортивных школ.

Запуск нового производства пластиковых лыж для массового потребления состоялся в ноябре 2019-го. В 2021 году предприятие вышло на полную мощность. В стране ежегодно возможно реализовать до 20 тысяч пар, остальной потенциал — на зарубежный рынок. Станислав Радюкевич — об ориентации на массового потребителя, рынках сбыта и проложенной лыжне в Россию:

— Сегодня на склад мы не работаем. Все 6 тысяч пар ежемесячно реализуем. Наши лыжи поставляются во все школы и детские учебные заведения страны. Министерство образования составляет план, и мы уже в июне — июле знаем, какой объем лыж нужно произвести к сезону, можем спланировать свою загрузку. Тесно торгуем с Россией, параллельно ищем новые рынки сбыта. В прошлом году мы продали около 22 тысяч пар лыж. В этом планируем довести этот показатель до 25 тысяч. В денежном выражении это около 1,3 миллиона рублей.

 

Специалисты следят за мировыми технологиями в области производства спортинвентаря и постоянно совершенствуют их. Прямо на наших глазах две сотрудницы Института химии новых материалов НАН Беларуси тестируют отечественные аналоги импортных материалов.

— Президент поставил задачу, чтобы лыжи были полностью белорусские, — пояснил Станислав Радюкевич. — Деревянную начинку делаем из белорусской осины, гибкий материал для пяточной и носочной части — разработка наших ученых. Покрытие, клеящие и армирующие слои пока импортные, как раз над этим работаем. Специалисты Академии наук сейчас тестируют свою разработку. Политика предприятия — не спешить в ущерб качеству. Поэтому прежде чем внедрить новый материал, тщательно его тестируем, смотрим, как он себя ведет в разных условиях и нагрузках. Думаю, к следующему сезону сможем перейти на производство лыж из полностью белорусских материалов. В перспективе это позволит еще больше снизить себестоимость.


 

Полный текст статьи читайте на сайте SB.BY БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ


Инна ГОРБАТЕНКО
СБ Беларусь сегодня. Издания: Рэспубліка
03.01.2019