Статья в газете «Рэспубліка» о производстве лыж «Телеханы»

Цитируем часть статью «Около 6000 пар в месяц: лыжная фабрика в Телеханах вышла на полную мощность» и в наших новостях.


Индустрия спортивного инвентаря развивается быстрыми темпами. На смену деревянным лыжам пришли пластиковые. Появились новые полимерные материалы, усовершенствовалось оборудование. О необходимости создания в Беларуси собственного конкурентоспособного производства лыж весной 2018 года заявил Президент и дал поручение наладить в Телеханах выпуск современных и качественных лыж. Благодаря масштабной модернизации за год в Телеханах запустили практически новое производство. Полностью отремонтировали здания и поставили новые современные линии. Сейчас предприятие выпускает 16 типоразмеров лыж. В перспективе на оборудовании при вложении небольших инвестиций можно выпускать горные лыжи. Корреспондент «Р» побывала на уникальном производстве и узнала, как в сжатые сроки предприятию удалось занять прочную нишу на рынке спортивного инвентаря.

 

Лыжная столица Беларуси

 

Если, представляя лыжную фабрику, вы думали о запахе свежераспиленного дерева, горах стружек и рабоfчих со стамесками, то вы застряли в романтике XIX века. Сегодня производство спортинвентаря максимально автоматизировано. Хотя приятный древесный аромат все еще наполняет цеха особым вайбом.  

Экскурсию по обновленному лыжному производству для нас проводит заместитель директора Республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Беларусьторг» Станислав Радюкевич. Он предлагает своими глазами увидеть, как делают знаменитые телеханские лыжи. Собеседник вспоминает, что проблемы у белорусского лыжного бренда начались с приходом на рынок пластика. Деревянные модели не выдержали конкуренции с легкими и прочными синтетическими материалами. Однако известный когда-то на весь Советский Союз завод решили не закрывать, а вдохнуть в него новую жизнь. От советского прошлого осталось только название — в честь поселка. Новые лыжи «едут» по новому пути.

Начинка цеха — современное оборудование от ведущих зарубежных и отечественных производителей. На нем можно выпускать почти два десятка видов лыж, под любой вес и рост. Еще одно нововведение — дерево соединили с пластиком. Реализация проекта обошлась в 14 миллионов рублей.

— В сентябре 2018-го Александр Лукашенко поставил перед нами задачу и жесткие сроки — начать выпуск отечественных пластиковых лыж. Недорогих и конкурентоспособных, — вспоминает Станислав Радюкевич. — Производство создавалось и развивалось под кураторством Управления делами Президента. С привлечением научного потенциала БГТУ и Академии наук разработали технологии производства пластиковых лыж и подобрали оборудование. Оно у нас от ведущих мировых производителей в области лыжного инвентаря — Австрии, Германии, Италии, США, Японии в комплексе с прессами белорусского производства, с использованием импортных компонентов. Это позволило наладить выпуск современных пластиковых лыж, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

 

Станислав Радюкевич рассказывает, что рынок достаточно узкий, многие друг друга знают:

— Модернизируя производство, мы перенимали опыт у ведущих мировых производителей лыж и в Европе, и в Китае. Были в России на фабриках во Владимире и в Балабаново. На последней производится около одного миллиона лыж в год. Колоссальные объемы! Посмотрели, как производство организовано у них, переняли опыт и создали свое.

 

Перед запуском серийного производства опытные образцы протестировали на базе отраслевой лаборатории спортивной биомеханики научно-технологического парка БНТУ «Политехник» и выбрали лучшие. Опытную партию из 36 пар лыж протестировали также воспитанники одной из минских спортивных школ.

Запуск нового производства пластиковых лыж для массового потребления состоялся в ноябре 2019-го. В 2021 году предприятие вышло на полную мощность. В стране ежегодно возможно реализовать до 20 тысяч пар, остальной потенциал — на зарубежный рынок. Станислав Радюкевич — об ориентации на массового потребителя, рынках сбыта и проложенной лыжне в Россию:

— Сегодня на склад мы не работаем. Все 6 тысяч пар ежемесячно реализуем. Наши лыжи поставляются во все школы и детские учебные заведения страны. Министерство образования составляет план, и мы уже в июне — июле знаем, какой объем лыж нужно произвести к сезону, можем спланировать свою загрузку. Тесно торгуем с Россией, параллельно ищем новые рынки сбыта. В прошлом году мы продали около 22 тысяч пар лыж. В этом планируем довести этот показатель до 25 тысяч. В денежном выражении это около 1,3 миллиона рублей.

 

Специалисты следят за мировыми технологиями в области производства спортинвентаря и постоянно совершенствуют их. Прямо на наших глазах две сотрудницы Института химии новых материалов НАН Беларуси тестируют отечественные аналоги импортных материалов.

— Президент поставил задачу, чтобы лыжи были полностью белорусские, — пояснил Станислав Радюкевич. — Деревянную начинку делаем из белорусской осины, гибкий материал для пяточной и носочной части — разработка наших ученых. Покрытие, клеящие и армирующие слои пока импортные, как раз над этим работаем. Специалисты Академии наук сейчас тестируют свою разработку. Политика предприятия — не спешить в ущерб качеству. Поэтому прежде чем внедрить новый материал, тщательно его тестируем, смотрим, как он себя ведет в разных условиях и нагрузках. Думаю, к следующему сезону сможем перейти на производство лыж из полностью белорусских материалов. В перспективе это позволит еще больше снизить себестоимость.


 

Полный текст статьи читайте на сайте SB.BY БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ


Инна ГОРБАТЕНКО
СБ Беларусь сегодня. Издания: Рэспубліка
03.01.2019